На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект постановления Правительства РФ об утверждении правил списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед РФ (далее – правила списания). Разработчиком документа является Минфин России.
Речь идет о задолженности россиян перед государством, возникших из договоров и иных сделок, из обязательств вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения, а также по обязательствам на основании решений судов, и по иным основаниям, порождающим гражданские права и обязанности. Исключение составляют задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей, установленных законами РФ.
Предлагается1 списывать задолженности физлиц в следующих случаях:
- при смерти должника (объявления его умершим), если законом не предусмотрена ответственность третьих лиц, а также если у умершего должника отсутствует наследственное имущество. Если же размер наследственного имущества меньше суммы задолженности, размер задолженности его правопреемников планируется уменьшить до размера стоимости наследственного имущества должника;
- при банкротстве должника, установленном в порядке законодательства о несостоятельности (банкротстве);
- если долги признают погашенными или процесс их взыскания прекратят в соответствии с федеральным законодательством или договором;
- если суд признает обязательства по погашению задолженности недействительными, исполненными либо сочтет их незаключенными или оформленными по поддельным документам. В случае если законом или судом предусмотрено возвратить должником имущество, полученное по недействительной сделке, задолженность должна быть списана с учета с одновременной постановкой на учет в Минфине РФ задолженности должника или иного лица по исполнению указанной обязанности по возврату имущества;
- если суд признает сделки, по которым возникли обязательства должника, совершенными фиктивными, подставными, неустановленными лицами, не имевшими права (полномочий) на заключение сделки, недееспособными или не понимавшими значение своих действий. Предполагается, что возникновение данных обстоятельств по вине лиц, установленной судебным актом, которым возлагается имущественная ответственность на данных лиц перед государством по возмещению причиненного ущерба, повлечет списание с учета задолженности с одновременной постановкой на учет в Минфине РФ требований по имущественной ответственности виновных лиц.
Сбор документов, подтверждающих задолженность, направление соответствующих запросов в органы госвласти и местного самоуправления, а затем и представление их в Минфин России планируется возложить на федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), агент Правительства РФ, осуществляющий функции по учету и/или взысканию (возврату) задолженности (далее – заявитель). Проект правил содержит порядок представления в Минфин России заявителем необходимых документов в виде подлинников или копий.
Представление, в котором будут содержаться основания возникновения и списания задолженности, и подтверждающие их документы Минфину России предстоит проверить в 30-дневный срок на обоснованность и соответствие правилам списания, а затем еще в течение 30 дней после завершения рассмотрения представления ведомство должно будет принять соответствующий приказ о списании задолженности должника с учета. Копия приказа должна быть направлена заявителю и органу госвласти, на балансе которого учитывается задолженность (балансодержателю), в 10-дневный срок со дня его подписания.
Приказ может быть отменен, в случаях если:
- он принят с нарушением требований и условий, установленных правилами списания;
- решение о списании принято на основании ошибочных или недостоверных сведений и (или) недействительных, подложных документов;
- прекратились обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о списании;
- после принятия решения о списании привлечены к имущественной ответственности лица, действия (бездействие) которых привели к задолженности на основании сделок, признанных судом незаключенными, оформленными на основании фальсифицированных, поддельных документов, заключенными подставными, неизвестными лицами, не обладавшими на момент совершения сделки необходимой правоспособностью (полномочиями), признанными недееспособными и в иных случаях на основании вступившего в законную силу решения суда о признании приказа недействительным и (или) подлежащим отмене.
Балансодержатель и заявитель обязаны будут проинформировать Минфин России о возникновении таких обстоятельств. Отмена приказа должна стать основанием для восстановления соответствующей задолженности в учете.
При реорганизации балансодержателя задолженность должна быть восстановлена на балансе того органа, который принял на себя функции балансодержателя, а в случае его упразднения (ликвидации) и отсутствии у него правопреемника задолженность подлежит восстановлению на учете в Минфине России.
Ожидается, что принятие соответствующего проекта повысит актуальность и достоверность учетных данных, обеспечит объективное отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете показателей государственных внутренних активов и не допустит необоснованного списания задолженности.
Независимая антикоррупционная экспертиза проекта правил списания продлится до 15 декабря.
_____________________________
1 С текстом законопроекта «Об утверждении Правил списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/12-19/00097695).
Теги: банкротство, бюджетная сфера, внутренний контроль, государственное имущество, государственный контроль (надзор), инициативы, обязательства, сделки, права человека, проекты НПА, учет убытков, физлица, Минфин России, Правительство РФ
Источник: ГАРАНТ.РУ